Профессиональная психология

Оценка компетенций методом 360 градусов (360-Degree Feedback)

Популярность:

Валидность:

Цитируемость:

360-градусная оценка — это метод получения обратной связи о компетенциях сотрудника от руководителя, коллег, подчинённых и самооценки. Данная версия — сокращённая и адаптированная для онлайн-формата (до 30 вопросов).

Ваш результат будет сохранен и доступен в личном кабинете

Тест 360 градусов: оценка компетенций онлайн

360-Degree Feedback (мультиисточниковая обратная связь) — это подход к оценке профессиональных компетенций, в котором один и тот же набор поведенческих индикаторов оценивается несколькими группами респондентов: руководителем, коллегами, подчинёнными, внутренними/внешними клиентами и самим сотрудником. Метод помогает увидеть «слепые зоны», согласовать ожидания и перевести обратную связь в план развития. Широкое распространение 360-градусная оценка получила в 1990-х годах, когда организации начали системно интегрировать оценку компетенций с программами развития лидерства и управлением эффективностью. Одной из наиболее цитируемых прикладных публикаций, описывающих модель и практику внедрения 360°-оценки, стала книга Mark R. Edwards и Ann J. Ewen «360° Feedback: The Powerful New Model for Employee Assessment & Performance Improvement» (1996). Тест используется для целей развития (developmental feedback), оценки управленческих и командных компетенций, формирования индивидуальных планов развития (IDP), подготовки к коучингу и оценке готовности к роли. Важно: 360°-оценка не является клинической диагностикой и не предназначена для постановки психологических диагнозов; её область — профессиональное поведение в рабочем контексте. Психометрические свойства 360°-инструментов зависят от качества модели компетенций, формулировок поведенческих индикаторов, числа и разнообразия оценщиков, а также стандартизации процедуры. На практике оценивают внутреннюю согласованность шкал (например, α Кронбаха по компетенциям), устойчивость результатов при повторной оценке, согласованность между группами оценщиков и прогностическую валидность (связь с KPI/оценками эффективности). Также учитывают типичные источники систематической ошибки: «эффект ореола», строгость/мягкость, ограничение диапазона, различия стандартов в разных командах. Данная версия методики — сокращённая и модернизированная для онлайн-формата: ограниченное число вопросов (до 30) снижает нагрузку на респондентов, ускоряет сбор данных и подходит для регулярного (пульс-)мониторинга развития. При этом интерпретация сохраняет ключевую логику 360°: сравнение самооценки и оценок разных групп, выявление сильных сторон и зон роста и перевод результатов в конкретные поведенческие цели.

Время прохождения: 515 минут

Количество вопросов: 30

Теги:

professionalcompetencies360feedbackоценка персоналакомпетенцииHRразвитиеоценка 360 градусов360 feedbackмультиисточниковая обратная связьоценка компетенцийлидерские компетенцииуправленческие компетенцииоценка эффективностииндивидуальный план развитияонлайн тест 360

Часто задаваемые вопросы

Научная информация

Авторы:

Mark R. Edwards (практик и автор в области оценки персонала и организационного развития, США)

Ann J. Ewen (практик и автор в области оценки персонала и управленческого развития, США)

Год публикации:

1996

Об авторе:

Регалии и образование:

Марк Р. Эдвардс и Энн Дж. Ивен — прикладные эксперты и авторы работ по оценке персонала и развитию эффективности, популяризировавшие и систематизировавшие использование 360-градусной обратной связи в организациях.

Достижения и вклад в науку:

Авторы одной из ключевых прикладных книг о 360°-оценке (1996), в которой описаны принципы проектирования шкал компетенций, организация процесса мультиисточниковой обратной связи и практические рекомендации по интерпретации результатов и внедрению программ развития.